ЗДОРОВЬЕ МЕДИЦИНЫ

Системы здравоохранения развитых стран Европы и России пошли по пути стандартизации медицинской помощи, что призвано нивелировать возможное негативное влияние человеческого фактора и повысить экономическую эффективность системы здравоохранения. Однако побочным эффектом этого подхода оказалось ограничение и позитивного человеческого фактора – заботы и желания помочь, исцелить – то есть того, что и привело большинство врачей в профессию. Возведенная во главу угла экономическая эффективность заставляет многих врачей чувствовать себя рабочими конвейера, прислугой, а пациентов – некими неодушевленными предметами, которым механически оказывают «услугу». Взаимоотношения врача и пациента уходят из центра системы, при этом все участники системы, хотя, вероятно, и движимы благими намерениями, не взаимодействуют друг с другом, чувствуют себя жертвами, одиноко противостоящими этой системе – и это относится, насколько мне известно, и к врачам, и к медсестрам, и к страховщикам, и к сотрудникам регулирующих органов, и к пациентам, и к их родным.

Технический прогресс происходит нарастающими темпами, и скоро очень многое в медицине наверняка будет автоматизировано. Но важно, чтобы медицину со всеми ее техническими возможностями, инновациями и достижениями никогда не покидала человечность. Ни один робот не сможет взять за руку, поддержать и вселить надежду там, где это необходимо, а ведь это буквально влияет на исходы лечения.

Относительно недавно была со своими пожилыми родителями у двух врачей разных специальностей, каждый из который по-своему владел этим великим мастерством общения с пациентами. И оба раза с внутренним трепетом наблюдала, как само это общение оказывало немедленное воздействие на соматическое состояние пациентов: как заболевание переставало выглядеть как приговор, как появлялись вдруг силы, моральные и физические, как вырастала мотивация, как долго это все оставалось с ними.

То же с сотрудниками. Недавно мне рассказывал один руководитель, что заметил сильное снижение мотивации у своей подчиненной, но будучи сильно загруженным, все не мог найти возможности с ней поговорить. Когда же он нашел наконец время на общение, выяснилось, что так сильно ее демотивировало именно отсутствие общение. Она стала чувствовать себя ненужной, неважной, исключенной из круга доверенных лиц. И одного человеческого разговора с руководителем ей хватило, чтобы вновь обрести внутреннюю мотивацию и энергию двигаться вперед и преодолевать трудности.

Человечность общения ничего нам не стоит, и при этом так много значит!

Мы все люди – и врачи, и медсестры, и пациенты, и все остальные, - так будем человечными.


Консультант по эффективной коммуникации
и построению команд
Наталья Мефодовская